источник:

  № 6 1991 стр. 38-40

рубрика:

ВДВ–1: ретро рок

(встреча для вас)

тема:

Рой Орбисон

 

автор:

 

 

статья:

БОЛЬШОЙ О

 

В ходе последнего концерта в Лас-Ве­гасе Элвис Пресли не спеша представил нескольких своих друзей-певцов, си­девших среди зрителей. Последним поднялся с места человек, которого Пресли охарактеризовал как величай­шего певца в мире. Это был Рой Орбисон. В самом деле, сегодня уже невоз­можно отрицать, что «Большой О», как его обычно звали близкие, обладал од­ним из прекраснейших голосов того по­коления. Это подтверждается и тем, что в 1963 году он по результатам раз­личных хит-парадов был признан луч­шим мировым вокалистом.

Рой начал свою карьеру на «Сан Ре­кордз» в годы ее расцвета. Если под­нять архивы фирмы и просмотреть име­на в студийных расписаниях тех лет, то перед вами выстроится ряд воистину звездных имен – Элвис, Карл Перкинз, Джерри Ли, Джонни Кэш и… Рой Орбисон.

    

 

Родился Орбисон 23 апреля 1936 года в техасском городе Вернон, но рос в небольшом городке Уинк, где и начал играть на гитаре да петь по субботам в передачах местных радиостанций типа «Час таланта».

— К тринадцати годам у меня уже был свой состав: «Уинк Вестернерз», рассказывал Рой. Мы концертирова­ли по Западному Техасу, играя на сле­тах, пирушках и все в таком же духе.

После школы Рой посещал Северо­техасский университет. Там, подстегиваемый примером своего однокурсни­ка Пэта Буна и шумным успехом Прес­ли, он создал еще один бэнд, с кото­рым сумел выиграть несколько мест­ных конкурсов. Затем сделал демон­страционную запись песни «Ooby Dooby», и, по рекомендации Джонни Кэша, отцы фирмы «Сан» решили подписать к себе многообещающего певца. Демо-запись стала дебютным синглом и разошлась почти полумил­лионным тиражом.

В то время любой поющий гитарист с приличной физиономией, хорошим телосложением и с достаточным коли­чеством волос на голове, чтобы уло­жить их в «кок», рвался на сцену, расс­читывая затмить собой Пресли, уже превратившегося в рок-идола Амери­ки. Фирмы грамзаписи по всей стране бросились в драку с единственным же­ланием найти достойную смену «коро­лю рок-н-ролла».

У «Декки» был Бадди Холли. Сэм Филлипс приложил руку к тому, чтобы «Сан» осталась в заветных графах таб­лиц популярности, выпустив песню Карла Перкинза «Boppin the Blues» (Играем блюз в стиле боп) и выведя на большую сцену Уоррена Смита, пев­ца-красавца из Миссисипи, занявшего неплохие места с песней Джонни Кэ­ша «Rocknroll Ruby» (Рок-н-ролльный Руби).

Рой Орбисон красотой особо не от­личался, но те, кто раз услышал его вы­сокий завораживающий голос, напо­минающий широкие просторы равнин и нагорий Западного Техаса, забыть о нем уже не могли.

Первое время Орбисон гастролиро­вал вместе с многими товарищами по «сановской» тусовке Перкинзом, Кэ­шом, Джерри Ли Луисом, но в 57-м по­кинул Филлипса, чтобы сосредото­читься на сочинении песен. Его перу принадлежат: «Down the Line» (По улице), написанная для Джерри Ли; занявший первое место сингл «Claudet­te» (имя его жены) для братьев Эвер­ли, а также многие песни для Бадди Холли. И только в 1959 году, перейдя на фирму «Мёркери», он снова стал петь и записываться.

...Подростки Америки еще продол­жали покупать пластинки с рок-н-рол­лом, но, кажется, в музыке уже появи­лось какое-то новое, предпочтитель­ное направление, которое явственно указывало в сторону усложнения. Все больше внимания уделялось аранжи­ровкам, все чаще звучали отклонения от традиционных блюзовых и «ду-уа­повых» структур в ритм-н-блюзе. На первый план выдвигалась музыка с попсовым скорее ощущением. Появились примеры подросткового «мэйн­стрима» музыки основного течения, когда все звучали одинаково, изредка отличаясь голосами (если они были). Одним из выражений поп-вкусов «мэйнстрима» была продукция фила­дельфийского конвейера Фабианы и разные Бобби... Все эти блестящие мальчики, никогда не обладавшие ни сочинительскими способностями, ни божьим даром, ни даже приличными голосами, не заслуживают упомина­ния рядом с именами Берри, Элвиса или Джерри Ли. Они не оставили о се­бе никакой памяти, кроме похожих друг на друга, как две капли воды, об­ложек пластинок. Разглядывая их одну за другой, волей-неволей начи­наешь путать имена кругом ослепительные зубы, смазливые физионо­мии, сдержанной крутизны коки и до­рогие костюмы.

Однако был еще один тип музыки, стоявший где-то между попсой, рок-н-роллом и кантри. Его в основном прак­тиковали арканзасские фермеры, счи­тавшие себя кем-то вроде хиллбилли-битников. Например, Чарли Рич, играя по барам, столько же бренчал на пианино джаз, сколько обыгрывал бо­гатый аккордовый стиль, основанный на негритянском «госпеле». Голос его чистой воды «соул», и он был по­следним крупным открытием Сэма Филлипса.

Что касается такого же выпускника «Сан» Роя Орбисона, то каким-то странным образом Филлипс так и не сумел использовать высокий тенор певца. Зато отличная идея на этот счет имелась у Фреда Фостера в Нэшвилле, который был связан с поп-фирмой «Моньюмент».

Фостер был знатоком больших аранжировок и понял, что голос Орбисона обладал не только диапазоном, но и потрясающей силой, впрочем, не имеющей ничего общего с децибела­ми. В песне «Only the Lonely» (Только одинокие) голос Роя плакал и парил. Надо заметить, что, написав «Only the Lonely», Орбисон поначалу надеялся уговорить спеть ее либо Элвиса, либо братьев Эверли. Но в конце концов сде­лал это сам. Песня нарисовалась на верхних строчках британских списков популярности и была продана на двух миллионах пластинках. Она стала пер­вой в практически беспрерывной серии хитовых пластинок с этикеткой «Моньюмент».

В 1963 году Рой решил вступить на мировую музыкальную арену по крупному и подписал контракт на британ­ские гастроли с тогда еще только восхо­дившими «Битлз». Это принесло ему мировую славу. Он стал регулярно га­стролировать по Европе и Австралии. Тогда же «Большой О» нашел свой ха­рактерный имидж при помощи незна­чительного и, по слухам, случайного из­менения физического облика. Говорят, что однажды по пути в Англию Орби­сон забыл в самолете обычные очки и был вынужден в ходе всего турне но­сить солнцезащитные. Другие же ут­верждают, что Рой, зная о том, что у не­го очень близко посажены глаза и это делает его не очень привлекательным, послушался доброго совета и надел темные очки.

Три года спустя его жена Клодетта погибла в мотоциклетной аварии. А в 1968 году двое из троих его сыновей по­гибли в огне, когда сгорело его ранчо в Нэшвилле. Орбисон был раздавлен, все думали, что ему не пережить трагедии. Но он с головой окунулся в работу, тру­дясь даже больше, чем в начале пути, почти безостановочно гастролируя по Америке, Англии и Европе, где в 69-м году и встретил свою вторую жену – Барбару.

С тех пор Орбисон сохранял позиции одного из гигантов поп-музыки... и ис­точника вдохновения многих сегодня­шних знаменитостей, включая «Иглз» и Брюса Спрингстина; некоторые ныне­шние звезды – Линда Рондстадт и Дон Маклин и сейчас поют песни Роя.

В 1987 году имя Орбисона появилось среди «Странствующих Уилберриз», за­писавших одноименную пластинку. В качестве одного из Уилберри выступил «Большой О», другими стали: Боб Ди­лан, Том Петти, Джордж Харрисон и Джефф Линн из «Электрик Лайт Ор­кестр».

Рой Орбисон умер в 1988 году, успев записать альбом Mystery Girl (Таин­ственная девушка) и едва увидев, как его пластинка получает признание огромной аудитории.

 


© 2006 SEVEROCK-NBA.narod.ru

При использовании авторских материалов сайта

ссылка на severock-nva.narod.ru обязательна.


 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz