
Родился Орбисон 23 апреля 1936 года
в техасском городе Вернон, но рос в небольшом городке Уинк,
где и начал играть на гитаре да петь по субботам в передачах
местных радиостанций типа «Час таланта».
— К тринадцати годам у меня уже был свой состав: «Уинк
Вестернерз», – рассказывал Рой. – Мы
концертировали по Западному Техасу, играя на слетах, пирушках и все в
таком же духе.
После школы Рой посещал Северотехасский
университет. Там, подстегиваемый примером своего однокурсника
Пэта Буна и шумным успехом Пресли, он создал еще один бэнд, с которым
сумел выиграть несколько местных конкурсов. Затем сделал демонстрационную
запись песни «Ooby Dooby»,
и, по рекомендации Джонни Кэша, отцы фирмы «Сан» решили подписать к себе
многообещающего певца. Демо-запись стала
дебютным синглом и разошлась
почти полумиллионным тиражом.
В то время любой поющий гитарист с приличной физиономией, хорошим телосложением и с достаточным количеством
волос на голове, чтобы уложить их в
«кок», рвался на сцену, рассчитывая
затмить собой Пресли,
уже превратившегося в рок-идола Америки. Фирмы грамзаписи по всей
стране бросились в драку с единственным желанием найти
достойную смену «королю рок-н-ролла».
У «Декки» был Бадди Холли.
Сэм Филлипс приложил руку к тому, чтобы «Сан»
осталась в заветных графах таблиц популярности, выпустив
песню Карла Перкинза «Boppin the Blues» (Играем
блюз в стиле боп) и выведя на большую сцену Уоррена Смита, певца-красавца из Миссисипи,
занявшего неплохие места с песней Джонни Кэша «Rock’n‘roll Ruby»
(Рок-н-ролльный Руби).
Рой Орбисон красотой особо не отличался,
но те, кто раз услышал его высокий завораживающий голос,
напоминающий широкие просторы равнин и нагорий Западного
Техаса, забыть о нем уже не могли.
Первое время Орбисон гастролировал
вместе с многими товарищами по «сановской» тусовке – Перкинзом, Кэшом, Джерри Ли Луисом, но в 57-м покинул Филлипса, чтобы сосредоточиться на сочинении песен. Его перу
принадлежат: «Down
the Line»
(По улице), написанная для Джерри Ли; занявший
первое место сингл «Claudette»
(имя его жены) – для братьев Эверли, а также многие песни
для Бадди Холли. И
только в 1959 году, перейдя на фирму «Мёркери», он
снова стал петь
и записываться.
...Подростки Америки еще продолжали покупать пластинки с
рок-н-роллом, но, кажется, в музыке уже появилось какое-то новое,
предпочтительное направление, которое явственно указывало в сторону усложнения. Все больше внимания уделялось аранжировкам, все чаще звучали отклонения от традиционных блюзовых и
«ду-уаповых» структур в ритм-н-блюзе. На первый план выдвигалась
музыка с попсовым скорее ощущением.
Появились примеры подросткового «мэйнстрима» – музыки основного течения, когда
все звучали одинаково, изредка отличаясь голосами (если они были). Одним из выражений поп-вкусов «мэйнстрима»
была продукция филадельфийского
конвейера – Фабианы и разные Бобби... Все эти блестящие
мальчики, никогда не обладавшие ни сочинительскими способностями, ни божьим даром, ни даже приличными голосами, не заслуживают упоминания рядом с именами Берри, Элвиса или
Джерри Ли. Они не оставили о себе
никакой памяти, кроме похожих друг на друга, как две капли
воды, обложек
пластинок. Разглядывая их одну за
другой, волей-неволей начинаешь
путать имена – кругом ослепительные зубы, смазливые
физиономии, сдержанной крутизны коки и дорогие
костюмы.
Однако был
еще один тип музыки, стоявший где-то
между попсой, рок-н-роллом и кантри.
Его в основном практиковали
арканзасские фермеры, считавшие
себя кем-то вроде хиллбилли-битников.
Например, Чарли Рич, играя
по барам, столько же бренчал на пианино джаз, сколько
обыгрывал богатый аккордовый стиль, основанный на
негритянском «госпеле». Голос его –
чистой воды «соул», и он был последним крупным открытием Сэма Филлипса.
Что касается такого же выпускника «Сан» Роя Орбисона, то каким-то странным образом Филлипс так и не сумел
использовать высокий тенор певца. Зато
отличная идея на этот счет имелась у Фреда
Фостера в Нэшвилле, который был связан с поп-фирмой «Моньюмент».
Фостер был знатоком больших аранжировок и понял, что голос Орбисона обладал не только
диапазоном, но и потрясающей силой, впрочем, не имеющей ничего общего с
децибелами. В песне «Only the Lonely» (Только одинокие) голос
Роя плакал и парил. Надо заметить, что, написав «Only the Lonely», Орбисон поначалу надеялся уговорить спеть ее
либо Элвиса, либо братьев
Эверли. Но в конце концов сделал это
сам. Песня нарисовалась на верхних строчках британских списков популярности и была продана на двух миллионах пластинках. Она стала первой в практически
беспрерывной серии хитовых пластинок с
этикеткой «Моньюмент».
В 1963 году Рой решил вступить на мировую музыкальную арену
по крупному и подписал контракт на
британские гастроли с тогда еще
только восходившими «Битлз».
Это принесло ему мировую славу. Он стал регулярно гастролировать по Европе и Австралии. Тогда же «Большой О» нашел свой характерный имидж при
помощи незначительного и, по слухам, случайного изменения
физического облика. Говорят, что однажды по пути в Англию Орбисон забыл в самолете обычные очки и был вынужден в ходе
всего турне носить солнцезащитные. Другие же утверждают,
что Рой, зная о том, что у него
очень близко посажены глаза и это делает его не очень привлекательным,
послушался доброго совета и надел темные очки.
Три года спустя его жена Клодетта погибла в
мотоциклетной аварии. А в 1968 году двое из троих его сыновей погибли в огне, когда
сгорело его ранчо в Нэшвилле. Орбисон был раздавлен, все думали, что ему не пережить трагедии. Но он с головой окунулся в работу, трудясь даже больше, чем в начале пути, почти безостановочно гастролируя по Америке,
Англии и Европе, где в 69-м году
и встретил свою вторую жену – Барбару.
С тех пор Орбисон
сохранял позиции одного из гигантов поп-музыки... и источника
вдохновения многих сегодняшних знаменитостей, включая «Иглз» и Брюса Спрингстина; некоторые нынешние звезды – Линда Рондстадт и Дон Маклин и сейчас поют песни Роя.
В 1987 году имя Орбисона
появилось среди «Странствующих Уилберриз», записавших
одноименную пластинку. В качестве одного из Уилберри выступил «Большой О», другими стали: Боб Дилан, Том Петти, Джордж Харрисон и Джефф Линн из «Электрик
Лайт Оркестр».
Рой
Орбисон умер
в 1988 году, успев записать альбом “Mystery Girl”
(Таинственная девушка) и едва увидев, как его
пластинка получает признание огромной аудитории.
|